Запрещено для детей!
Мы в социальных сетях
Вход

Семейные правила из Бхагават Гиты

В основной книге индуизма Бхагават Гите наставления даны в виде диалогов между основными персонажами книги. Один из самых известных диалогов относится к разговору между Сатьябхамой , третей женой Кришны, и ее старшей подругой Драупади, женой пяти братьев Пандавов . Одной 14 лет, второй 15 лет.

Мы можем по разному относится к подобному ведическому наследию. Не являясь ни индуистами, ни вайшнавами, мы не обязаны рассматривать этот ектс как догму. Однако, что мешает нам поискать в тих наставлениях зерна истины? Не важно, согласны мы с ними или нет, но мы точно сможем здесь найти какие то нравственные законы для нас самих.

Особенность нравственных законов в том, что это не благие пожелания, а советы ЧТО ДЕЛАТЬ, то есть речь идет о нравах - обычаях, о том, что принято в обществе и как делать правильно. Здесь не фиксируются какие то правила, а говорится именно о привычках, стремлениях и поступках, которые являются верными согласно данному тексту.

Этот трактат проливает свет на многие нравственные законы сегодняшнего времени и показывает глубокое противоречие современного общества тем преданиям, что были оставлены в наследие человечеству.

Попробуйте прочитать древний ведический текст и сделать из него какие то выводы. Ниже будут мои собственные комментарии, вытекающие из здравого смысла.

Отрывок из Махабхараты:

Беседа двух великих женщин - Драупади и Сатьябхамы (третья супруга Господа Кришны).

«Сатьябхама спросила:
— «Драупади, я знаю, что ты способна управлять своими мужьями, могущественными и прекрасными, словно боги. Как тебе удается добиться того, что они так покорны и никогда не хотят расстраивать тебя? Является ли причиной тому следование обетам, совершение аскезы, чтение заклинаний или принятие каких-то снадобий? Или все дело в каких-то особых знаниях и обрядах, в использовании косметики или же просто в том, что ты молодо выглядишь? Пожалуйста, открой мне этот секрет, ибо я хочу, чтобы Кришна тоже всегда и во всем повиновался мне».

— «Сатьябхама» — ответила Драупади — «ты говоришь о том, чем занимаются порочные женщины. Не пристало тебе, наделенной разумом, думать, что я стала бы пользоваться подобными средствами. Если муж узнает, что его жена использует заклинания или снадобья, он будет опасаться ее, словно змеи, притаившейся в его спальне. Если мужчина испытывает страх, может ли он быть умиротворенным? А не чувствуя умиротворения, как он может быть счастлив? Никакая жена не сможет сделать мужа покорным, читая заклинания. Известно, что враги могут использовать различные предметы, для того чтобы заразить кого-то страшной болезнью или отравить, в результате чего принявший их дар вскоре умирает. Иногда женщины становятся причиной того, что их мужья заболевают водянкой, проказой, слепотой, глухотой или бессилием. Это — путь греха, ибо жена ни в коем случае не должна причинять ни малейшего вреда своему мужу. Вечная добродетель женщины — в заботе о муже. Муж для нее — это бог, господин и покровитель; воистину, нет у нее иного прибежища. Зачем же ей причинять вред своему мужу, пусть даже незначительный? Сплю ли я, ем ли или наряжаюсь, я никогда не делаю ничего вопреки воле моих мужей; они постоянно руководят мной. И я никогда не отзываюсь плохо о своей свекрови».

Некоторое время Драупади молчала, и Сатьябхама спросила ее: — «Это все?»
— «Нет, есть и другие вещи; например, то, как я поступаю по отношению к моим возвышенным мужьям. Отринув свое самолюбие, обуздав вожделение и гнев, я постоянно с преданностью прислуживаю им и другим их женам. Я обуздываю ревность и с любовью в душе служу своим мужьям, не испытывая от этого чувства унижения. Я всегда опасаюсь сказать в их присутствии что-нибудь безнравственное или не соответствующее истине, посмотреть, сесть или пройтись неподобающим образом. Мои мужья — могущественные воины, наделенные громадной силой и доблестью, они сияют, словно солнце, и привлекательны, как луна; они способны уничтожить своих врагов, просто взглянув на них. Сердце мое, не расположено ни к каким другим мужчинам, сколь бы красивы, богаты или молоды они ни были, даже если это небожители или гандхарвы.

Я никогда не совершаю омовения, не ем и не ложусь спать, до того как это сделают мои мужья и наши слуги. Всякий раз, когда мужья возвращаются из города или из лесу. Я тотчас же встаю и приветствую их, предлагая воду и место, чтобы сесть. Я всегда содержу дом и вещи в чистоте и порядке. Продукты я храню очень тщательно, а пищу всегда подаю вовремя. Я никогда не проявляю гнев и не надоедаю им, подобно греховным женщинам. Я никогда не смеюсь, разве что в ответ на какую-либо шутку, а также не стою подолгу в дверях. Я никогда не трачу много времени на отправление естественных надобностей, стараюсь не смеяться громко, не гулять подолгу в саду и не поддаваться страсти. Я также стараюсь воздерживаться от всего того, что может быть неприятно моим мужьям.

Постоянно занимаясь служением мужьям, я никогда не желаю разлучаться с ними. Когда они покидают дом, чтобы навестить кого-то из родственников, я не украшаю себя цветами и ароматическими пастами, а также налагаю на себя аскезу. Я не ем те блюда, которые не любят мои мужья, и не наслаждаюсь тем, что не нравится им. Я всегда желаю им блага, ношу украшения и следую их наставлениям. День и ночь я стараюсь, избегая какой бы то ни было праздности, исполнять все те обязанности, о которых мне рассказала свекровь, а именно: забочусь о родственниках, занимаюсь благотворительностью, поклоняюсь богам, ухаживаю за больными, готовлю пищу для предков и почетных гостей в особые дни, а также служу тем, кто заслуживает нашей заботы. Со смирением, соблюдая все предписания, я прислуживаю своим праведным, скромным и правдивым мужьям, словно они — ядовитые змеи, которых легко разозлить. Дорогая Сатьябхама, как результат моей воодушевленности, усердия и смирения, мужья теперь во всем покорны мне. Каждый день я лично прислуживаю их почитаемой и правдивой матери, царице Кунти, поднося ей пищу, питье и одежду. Я никогда не пытаюсь отдать предпочтение себе в отношении одежды и пищи и никогда не критикую ее, ибо она терпелива, как сама земля.

В прошлом во дворце Юдхиштхиры каждый день обедали восемь тысяч брахманов, которые ели с золотых тарелок. Кроме того, Юдхиштхира обеспечил каждого из восьмидесяти тысяч семейных брахманов тридцатью служанками. Вдобавок к этому, десяти тысячам санньяси приносили на золотых подносах чистую пищу. Я занималась тем, что подносила пищу, напитки и одежду тем брахманам, которые декламировали Веды. У Юдхиштхиры было сто тысяч прекрасно одетых служанок, украшенных золотыми браслетами и ожерельями, дорогими гирляндами, сандаловой пастой и бриллиантами, и все они умели красиво петь и танцевать. Сатьябхама, я знала имена каждой из этих девушек, а также все то, что они сделали, что должны были сделать и чего не сделали.

Кроме того, у Юдхиштхиры было сто тысяч служанок, которые угощали гостей. Когда Юдхиштхира жил в Индрапрастхе, его всегда сопровождали сто тысяч лошадей и сто тысяч слонов, — таковы были его богатства, когда он был правителем всей земли. Однако именно я определяла количество этих лошадей и слонов, различные правила, относящиеся к этим шествиям, а также выслушивала все связанные с ними жалобы. Да, я знала обо всем, что каждый сделал и чего он не сделал, будь это служанки во дворце, другие всевозможные слуги или даже пастухи царского стада. Только я знала, каковы доходы и расходы царя, а также все его состояние. К тому же, мужья поручили мне кормить всех тех, кто рассчитывал на их покровительство.

День и ночь, жертвуя своими удобствами, я несла это тяжелое бремя, которое не способен нести злонамеренный человек, и при этом оставалась преданной своим мужьям. Пока мои супруги утверждали в государстве праведность, я в одиночку следила за казной, которая всегда была полна, словно корабль Варуны. Я служила мужьям день и ночь, терпеливо снося голод и жажду; таким образом, для меня перестала существовать разница между днем и ночью. Я просыпалась первой, а ложилась последней.

Все, что я тебе только что перечислила, и является теми чарами, благодаря которым мои мужья так послушны мне. Я никогда не прибегала к хитростям порочных женщин; у меня никогда даже не возникало такого желания.

Преклонив голову перед Драупади, Сатьябхама сказала:

- О, принцесса, пожалуйста, прости меня за то, что я чуть не приписала тебе эти качества. Наша беседа была шутливой, и я даже не подумала, что сказала.

- Я не обижаюсь. Но все же позволь мне рассказать тебе, как привлечь сердце мужа, не прибегая к обману. Если тебе удастся сделать это, твоего мужа не будут интересовать другие женщины. Пойми, что во всех мирах, включая мир богов, для женщины не существует бога, равного ее мужу. Если он будет доволен тобой, то исполнит все твои желания; однако, если ты вызовешь его гнев, тогда можешь потерять даже то, что имела. От мужа жена получает детей, а также различные предметы наслаждения. Благодаря мужу ты можешь иметь прекрасные ложа и сидения, одежды, гирлянды, ароматические масла, славу и даже Небо. Однако невозможно обрести счастье, не прилагая усилий. Напротив, целомудренная женщина обретает счастье проходя через испытания и трудности. Поэтому всегда сердечно и любовно почитай мужа принося ему постоянное удовлетворение.

Усаживай мужа на роскошные сидения, подноси ему прекрасные гирлянды и ароматические масла; быстро выполняй его просьбы, чтобы он, почувствовав, что ты по-настоящему любишь его, также был предан тебе. Когда ты слышишь в дверях голос мужа, встань со своего кресла и приготовься приветствовать его; как только он войдет в комнату, вырази ему почтение, предложив сесть и омыв его стопы. Даже если муж просит сделать что-либо служанку, встань и сделай это сама. Пусть Кришна знает что ты искренне предана ему и поклоняешься ему от всего сердца. Если муж что-то рассказал тебе, не болтай об этом с другим женами, даже если это и не составляет никакого секрета; если они начнут говорить об этом с Кришной, он может быть недоволен тобой. Ты должна стараться всегда, насколько это возможно, угощать тех, кто дорог и предан твоему мужу; всегда старайся сделать так, чтобы он был счастлив.

Сторонись тех, кто враждебно настроен по отношению к нему или хочет навредить ему, а также тех, кто привык обманывать. В присутствии мужчин отбрось игривость; скрывай свои побуждения и храни молчание. Не оставайся наедине даже со своими сыновьями или сыновьями других жен. Далее, тебе следует общаться только с теми женщинами, которые чисты и имеют благородное происхождение. Тех же, которые капризны, ворчливы, прожорливы, греховны, склонны к воровству и одурманивающим напиткам, нужно избегать. Поступая благочестиво — ты заслужишь уважение к себе и обретешь удачу; такое поведение устраняет враждебность и ведет человека на Небеса. Поэтому, украсив себя гирляндами и другими украшениями, умастив себя бальзамами и ароматическими маслами, чти своего мужа.»

- Махабхарата (Араньякапарва, глава 222-223)

Комментарии к этой главе Бахгават Гиты. Исключительно анализ текста без каких либо оценок с моей стороны.

Речь идет о полигамных отношениях. Сточки зрения наших предков, правильными считаются отношения полигамными, при этом нет права исключительной собственности ни на мужчину, ни на женщину. В материалах оставшихся за кадром этого отрывка, Драупади САМА ВЫБИРАЕТ СЕБЕ МУЖА из множества претендентов. Побеждает принц Арджуна, но приведя ее в свой дом, принцесса становится женой ВСЕХ принцев.

Это буквальное описание правил славяно-ариев и родового устройства семьи с полной сексуальной свободой. Жена - это супруга всех обладавших властью и влиянием мужчин, по ее собственному выбору и желанию.

Обычно, мы сравниваем принцев той эпохи с сегодняшними властителями. Однако, в писаниях утверждается, что в те времена сами правители были иные и их власть была иной. Лишь в начале эпохи кали-юги, когда и произошло пришествие Кришны, нравы стали деградировать, зачем снисхождение божества и потребовалось.

Уже в момент данного эпоса власть не является совершенной с точки зрения самой Бхагават Гиты. Что доказывают истории с проигрышом царства при игре в карты.

Совершенная власть - это абсолютно добровольное принятие ответственности за род со стороны самых сильных и умелых. не удивительно, что женщины хотят мужчин самых лучших. Поэтому выбор принцев не является актом насилия власти, а естественный выбор лучших мужчин.

Принцы также имеют множество жен и жены не должны ревновать, но обязаны помогать и заботится друг о друге. По сути мы видим правила построения свободных полигамных отношений.

Обычно, в данном тексте видят "прислуживание" жены. Это позволяет утверждать, что женщина должна во всем потакать мужчине и заботится о детях. Однако, в данном тексте семейные хлопоты не упомянуты вовсе. Вместо этого говорится о большом списке обязанностей по работе в качестве профессионального организатора-менеджера очень высокого уровня.

Большинство смущается цифрами в сто тысяч слонов и лошадей, однако арабская математика появилась на несколько тысяч лет позже , чем сам текст и является особенностью перевода. Следует воспринимать цифры, скорее, как "очень много" и "невозможно подсчитать для обычного крестьянина", для которых книга и писалась.

По любому, способности юной пятнадцатилетней девочки впечатляют! Наизусть помнит все имена, событиях, знает обо всех передвижениях и планах. Это профессиональный организатор экстра класса, прошедший серьезную подготовку в плане личного развития. Очевидно, что это результат тренировок?

Не верите? Но существуют же мнемонические техники, которые позволяют запоминать на слух в течении часа тысячу иностранных слов, а значит могут быть и техники, которые позволяют запоминать и массивы информации, описанные в эпосе. Вопрос тренировок. Драупади серьезно учили как профессионального организатора и это ее работа - помнить наизусть все свое хозяйство.

Очевидно и то, что для подобной деятельности необходима профессиональная команда слуг, реализующих в точности распоряжения юной леди. Как и в любой другой организационной структуре , за их подготовку отвечает именно главный менеджер, которым и является принцесса. То есть , Драупади является еще и профессиональным тренером и специалистом по подбору и управлению персоналом. Относительно работы дворца принцесса является главным боссом.

Поэтому и принцы относятся к ней с почтением и уважением и во всем ее слушаются, иначе они не смогли бы выполнять свои служебные обязанности как принцы и участвовать в массовых мероприятиях. Что не мешает самой Драупади максимально исполнять пожелания самих принцев и делать все для их пользы, а не для своей. В царстве гармония и мир.

Обратите внимание, что "царство" это скорее дворец и окрестности, об управлении провинциями речи не идет. Что опять отсылает нас к родовым традициям наших предков. В данном случае, это не более чем сильный и богатый род, добившийся своих результатов с помощью сверхспособностей, которыми, очевидно, обладают многие.

Из всего этого мы можем сделать вывод, что ЖЕНА получила , у же в нашем понимании, высшее образование и несет службу в качестве высокопоставленного менеджера, а не занимается детьми,готовкой, стиркой. Только в редкие свободные минуты она проводит время со своими мужьями и их женами, стремясь максимально показать свою преданность и любовь. Мужья платят ей тем же.

В данном эпосе нет ни раболепствования, ни интриг в семье, ни попыток как то повлиять на мужей или жен. Все искренне, честно, открыто и естественно. Все заботятся друг о друге и довольно жестко эпос выказывается о тех, кто пытается как то влиять, управлять, нагибать своих близких, считая их падшими женщинами.

Не стоят материальные вопросы разделения собственности. Это говорит о том, что частной собственности нет. Однако , говорится о различных благах, которые идут через "мужчин", то есть речь идет о собственности рода. Сами мужчины лишь обладают "правом" на царство в целом, но не управляют им и не используют его, а являются частью большой самоорганизованной системы.

Это лишает нас возможности говорить о женщине как о собственности или о том, что она зависима от мужчины хоть в чем то. Мужчины могут все потерять или все контролировать , как организующая част рода, но не могут ни приказать, ни заставить, ни отнять.

Нет ни слова о выполнении каких то унизительных или неприятных обязанностей, которые бы были поручены женам со стороны мужей. Жены выполняют только ту работу, которую хотят выполнять, и это их ДОБРОВОЛЬНЫЙ акт. Предоставляется выбор каждой брать на себя любые обязанности по своему усмотрению и становится важной частью общества и получить любовь и уважение окружающих, что и делает Драупади, или заняться дворцовыми интригами и бездарно проводить свое время, как новая жена Кришны. Все четко следует правилам добровольного труда славяно-ариев.

Нет и разделения обязанностей между мужчиной и женщиной, понятие что кто-то кому-то должен. Мужчины явно заняты своим делом, о котором нет ни слова в данном диалоге. То есть женщины банально не знают и не лезут ни в свое дело. Их дело организация работы огромного дворца и им этого достаточно. Им не поручено это дело, они взяли его добровольно и никто не спрашивает о результатах, не заставляет отчитываться. Им также не поручено нечто, с чем бы они не смогли справится и на что у них не хватает времени. Они не замучены и не истощены какими то обязанностями.

Сравнительный анализ общения между сегодняшними женщинами нам показывает, что они обычно делятся бедами и обидами, проблемами, с которыми им сложно справится и вполне естественно, если бы наставления более опытной царицы были бы именно об этом. Однако этого нет вовсе, как нет и вопросов бытовухи. Говорится о достижениях и показано глубокое вдохновение Драупади от дела, которым она занята. Семья, дети? Увольте! Там совсем иные интересы.

Драупади предстает перед нами как высокоразвитая и полноценная личность, живущая наполненной и интересной жизнью, за что ее очень высоко ценят окружающие и мужчины, которых она выбрала.

Драупади родила пятерых детей, которых потеряла в ходе эпической битвы при Курукшетри, и скончалась на пути в Гималаи, куда отправились братья на старости лет. Не десятки детей, как мы могли бы подумать. И не семьи и дети были центром ее жизни, а организация жизни дворца и царства, которым она осталась верна до самой смерти. Видна как на ладони система ценностей этой женщины.

Согласитесь, это полностью противоречит нашим современным понятиям о ветхозаветных временах, когда женщина является собственностью мужа, выходит по замуж по принуждению родителей, занимается детьми и семьей, не имеет образования и не общается с другими мужчинами. Мы видим тут свободную, сильную, умную, хорошо тренированную женщину, способную управлять тысячами людей и достигать самых амбициозных целей. Мы также видим полную сексуальную свободу и полигамные отношения, которые зависят только от личного выбора и держаться на выполнении каждым какого то труда для общего блага.