Запрещено для детей!
Вход

Пятеричная формула самоосвобождения

  • Просмотры: 2397
  • Опубликовано в Осознание

Источник!

Интеллектуальная схема самоосвобождения на пути высшей йоги — это пятеричная формула: «Все сводить к уму, ум сводить к Пустоте, Пустоту — к Ясному Свету, Ясный Свет — к недвойственности, сливание с Ясным Светом и пребывание в недвойственности дает блаженство».



Существуют интеллектуальные методы. Первый метод (пятеричная формула самоосвобождения) состоит в том, что, сталкиваясь с чем-либо, вы должны обнаружить двойственность этого состояния. Допустим, вы сталкиваетесь с каким-то понятием, ментальной концепцией, каким-то явлением. В первую очередь вы должны обнаружить двойственность, т.е. должны сразу же найти противоположность этому состоянию.

Например, если есть субъект, то обязательно есть объект. Сансара — это мир противоположностей. Сансара создана умом, значит, все здесь имеет свой антитезис. Если есть горячий ад, значит, есть холодный ад, также есть небеса, на которых прохладно, все это противоположности. Если есть мужчина, то есть женщина, если есть демоны, то есть боги, если есть бодхи, то есть клеши, если есть сансара, то есть Нирвана, если есть монах, то есть мирянин, если есть святое, то есть и дьявольское — все это противоположности. Если есть темнота, то есть свет, есть заслуги, значит, есть и грехи. Столкнувшись с любым явлением, вы должны искать его противоположность.
После того, как вы отыскали противоположность, вы сразу видите двойственность.

Нужно перестать верить в реальность чего-то одного. Когда мы встречаемся с реальностью и видим что-то одно, то сразу захватываемся этой реальностью, не имеем такого абстрагированного, отрешенного взгляда. Мы верим в реальность, в самосущность объектов. Мы не понимаем, что все относительно, что все создано нашим умом.
Например, существуют отношения между мужчиной и женщиной — брак, моногамия. Если вы не понимаете, что есть моногамия и есть полигамия, то вы не будете верить в относительность брака, вы будете верить, что брак между мужчиной и женщиной — нечто абсолютное, данное Богом, небесами.

Если же вы найдете противоположность брака — свободная любовь или брак — моногамия, полигамия, полиандрия, полигиния, вы увидите, что можно так, а можно по-другому, в одной стране — так, а в другой — так, и увидите, что в этом нет никакой ценности. Но люди, захваченные традицией, готовы положить свою жизнь для того, чтобы поддержать какой-то статус.
И так во всем вы должны обнаруживать двойственность.
Когда вы обнаружите двойственность, вы сможете увидеть относительность того, что воспринимаете, то есть сможете понять, что все это проистекает из условий. В данных условиях — это так воспринимается. Вы обнаруживаете ум как творца этой двойственности, так вы обнаруживаете иллюзорность всего.

Когда же вы найдете противоположность, вы увидите, что это просто взгляд людей. Есть коммунизм, есть капитализм, а если посмотреть со стороны — здесь так, а здесь вот так. Все зависит от того, как посмотреть. Есть демократия, есть тоталитаризм. Все это тоже вопросы относительности — как посмотреть. Есть, наоборот, анархия, как не-демократия и не-тоталитаризм. Все это — различная работа сознания. Если вы сможете на это посмотреть со стороны, вы увидите — это двойственность, это зависит от установки ума. Ум — творец этой двойственности.
После этого вы должны высвободиться из этой двойственности. Вы из этого двойственного положения должны выйти, выйти к уму, обратиться внутрь, найдя то, что стоит за этим — ум.

К примеру, в Пакистане женщине нельзя появляться с открытым лицом, а в другом месте женщина может ходить с открытой грудью, то есть в одном месте законы такие, а в другом — такие. В одном — шариат, в другом — конституция XIX века США. Там можно одно, здесь можно другое, но это не есть нечто абсолютное.

Обнаружив это, вы можете понять: это создано людьми, это создано умом, это не есть нечто абсолютное. Все это сформировано традициями, обычаями, временем. В Индии монахам можно носить одну одежду, в Тибете другую. Во времена Будды Шакьямуни монахи не ели после полудня. Во времена Далай Ламы XIV монахи могут есть после полудня. Вы это можете увидеть и выйти из такой двойственности. В Индии классическая настоящая санньяса предписывала соблюдать обычаи: не носить одежду со швом, не путешествовать ни на чем, кроме своих двоих ног, не останавливаться у дома грихастхи, кроме того времени, как только наполнить чашу молоком, не пользоваться разными техническими приспособлениями, не путешествовать ночью и тысячи других правил. Другие санньясины в Индии используют другие правила, следуют другим правилам.

Сравнив, вы можете понять — это все творение двойственного ума. Когда вы обнаружите ум, который стоит за всем этим, к вам приходит понимание: на самом деле все это не есть абсолютность, это не есть настоящая субстанция. Вы видите двойственность этого. Это и есть ум.

Когда вы все свели к уму — вы выполнили самоосвобождение от всех внешних явлений. После этого, когда вы все свели к уму, вам нужно определить ум как не-Истину. Вы должны понять, что ум — это продукт обусловленности. Ум — это результат сформированного опыта, различения, это то, что вы впитали в прошлом, это не есть нечто постоянное, абсолютное.

Можно сказать, ум — это загрязнения, потому что сформированный опыт — это карма, которая находится на нашем Истинном «Я». Если это карма — значит это загрязнения, а если мы судим на основании загрязнений, значит мы ошибаемся. Тогда мы должны выяснить, что ум — это не Истина.

После того, как выясняется, что ум — это не Истина, вы можете освободиться от влияния ума, от двойственных понятий. Затем вы обнаруживаете пустотность ума. Далее вы пытаетесь найти, откуда исходят мысли, как они появляются, где они исчезают.

Вы видите, что ум сам по себе является пустотным. Это — четвертая ступень.
После того, как вы обнаружили пустотность природы Ума, вы должны, пребывая в этом состоянии пустотности, войти в состояние Ясного Света. Когда вы вошли в состояние Ясного Света, вам просто нужно пребывать в интеграции. Так вы можете самоосвобождаться.

Это — пятеричная формула самоосвобождения:
~ первое — обнаружение двойственности
~ второе — обнаружение пустотности ума
~ третье — обнаружение того, что природа Пустоты —Ясный Свет
~ четвертое — обнаружение того, что природа Ясного Света — недвойственность
~ пятое — длительное пребывание в недвойственности открывает блаженство.


Таковы пять ступеней самоосвобождения. Благодаря этому вы никогда ни в чем не запутаетесь, когда воспринимаете вселенную имен и форм.